Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

К 120-летию проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в г. Нижнем Новгороде

 XVI Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка была значимым событием для страны. Всероссийские выставки проводились в основном в столицах империи: Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. Эта же – первая и единственная провинциальная торгово-промышленная и художественная выставка в России. Ей изначально придавалось особое значение: «по счету эта выставка является шестнадцатой в России, но по тем громадным денежным суммам, ассигнованным правительством на устройство ее и по тем целям, которых она должна, согласно желанию правительства же, достигнуть, эта выставка будет первой в ряду всех бывших» – отмечали современники. Император Александр III сам выбрал Нижний Новгород, чтобы «воспользоваться естественным приливом массы людей, трудящихся и работающих в таком центре торгово-промышленной России, как место слияния Оки с Волгой» и «... выразил уверенность, что благодаря красивому местоположению Нижнего выставка будет очень удачна».  

Нижегородцы во главе с энергичным губернатором Н.М. Барановым выразили императору глубокую благодарность за оказанную городу честь и с энтузиазмом взялисьза подготовку к выставке.На это казной ассигновалось 3 млн. р., и еще 1 млн. р. на благоустройство города. Кроме того, правительство отпустило Нижнему Новгороду и губернии долги, связанные с эпидемией холеры и голодными годами, предоставило займ и право выпускать облигации.

Выставочный городок решено было устроить на пустыре за Кунавинской слободой, близ железной дороги и Московского вокзала. В 1894 г. эту низменность с «гниющим болотом» осушили, и академик архитектуры В.П. Цейдлер составил план Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде с привязкой к данному месту.

К 15 мая 1896 г. комплекс выставки – с круглой центральной площадью и оригинальными павильонами, расставленными в соответствии с планируемыми разделами выставки, – был готов. Строился комплекс, в основном, за счет казны и экспонентов, т.е. лиц, предоставивших на выставку свои произведения. На Нижегородской выставке их было 9700 (а на предыдущей Московской 5318). На территории в 77 десятин (т. е. свыше 841 тыс. м2) за счет казны выстроили 55 зданий и 117 – за счет частных фирм. Эти 172 павильона спроектировали лучшие инженеры и архитекторы России. Главный вход, обращенный в сторону города, был отмечен четырехгранным обелиском на фоне полукруглой колоннады и бассейна с фонтанами. В водах бассейна отражались окружавшие его Императорский павильон в русском стиле, с резными украшениями, Среднеазиатский отдел в мавританском стиле, Машинный отдел из стекла и бетона в конструктивистском стиле и Художественный отдел, сочетавший ренессанс, классицизм и конструктивизм (металлический остекленный купол с венчавшей его фигурой крылатой Славы). Все их спроектировал профессор А.Н. Померанцев, который и определил архитектурный облик выставки.

Выставочный городок имел водопровод и освещался 250 электрическими фонарями.  Электрическая железная дорога, открытая 9 (21) июня, прорезала по кругу территорию выставки (около 4 км) и вела через Выставочное шоссе (ныне – ул. Чкалова) по плашкоутному мосту к городу. Еще в 1894 г. в городке высадили редкие деревья, в 1896 г. устроили цветники и фонтаны.

Для посетителей были разработаны маршруты осмотра, указатели, имелось справочное бюро. Плату за вход на выставку дифференцировали в зависимости от даты посещения (до 1 июня – 1 р., после – 30 к.), были предусмотрены скидки на несколько посещений. Для учащихся, народных учителей и рабочих проезд на выставку был бесплатный. Общество взаимного вспомоществования учителям и учительницам Нижегородской губернии находило дешевые квартиры для иногородних учителей, а городская дума бесплатно предоставила им помещения 18 городских начальных училищ. В результате выставку посетило не менее 4518 преподавателей из 80 губерний.

Для иногородних посетителей установили 183 маршрута по железным дорогам и рекам со значительной скидкой. Около Выставочного городка появилась станция «Нижний-Выставка», в Москве – вокзал Московско-Нижегородской железной дороги (ныне – Курский).

Всероссийская промышленная и художественная выставка открылась 28 мая 1896 г., после коронации императора Николая II. Открытие ознаменовалось крестным ходом из всех городских церквей в кремль, где в кафедральном соборе состоялось торжественное богослужение. Официально выставку открыл короткой вступительной речью министр финансов С.Ю. Витте. Он отметил заслуги ее инициатора Александра III, в правление которого впервые за долгое время Россия не вела больших войн и который использовал мир для развития производительных сил империи и умножения богатства страны. После этого С.Ю. Витте предложил присутствующим ознакомиться с достижениями России во всех областях науки, культуры, торговли, фабричного производства и горного дела.

Выставка состояла из 20 отделов, что больше, чем на предыдущей Московской выставке. Дополнительно были представлены регионы, которые в конце XIX в. представляли особый торгово-экономический интерес. Это отделы Сибири и торговли России с Китаем и Японией (заведующий и организатор – вице-председатель Императорского Русского географического общества, сенатор и исследователь Тянь-Шаня П.П. Семёнов), Средней Азии и торговли России с Персией, и Крайнего Севера (заведующий и инициатор – коммерции советник С.И. Мамонтов, меценат и энтузиаст освоения земель северного края).

Каждый отдел, помимо информирования о своей отрасли промышленности и рода деятельности, имел какую-либо «изюминку». Так, отдел Горного дела и металлургии украшали павильон Илецкой солепромышленности, изготовленный из каменной соли в форме греческого храма-беседки, и павильон Каслинского чугунного завода с чугунным кружевным литьем. К Художественно-промышленному отделу, помимо ювелирных изделий, музыкальных инструментов и образцов оформительских работ, относилась и группа из 81 фотографа. Нижний Новгород представлял знаменитый М.П. Дмитриев, оставивший фотодневник выставки. В отделе Машин, аппаратов, машиностроения и электричества демонстрировались первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А.С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Е. Яковлева и П. Фрезе. «Жемчужиной» Сибирского отдела стал грот из самоцветных камней с бюстом государя. На террасе здания Среднеазиатского отдела устроили настоящую чайхану. В Военном отделе можно было видеть интендантские фуры, лафеты и настоящую миноноску. Береговая и горная мортиры охраняли подступы к зданию. Удивление и восторг посетителей вызывали аэростаты, воздушные шары и дирижабли – экспонаты учебного Воздухоплавательного парка, – которые демонстрировались в полетах.  В Военно-морском отделе каждый час в присутствии публики в резервуар с водой спускался водолаз, с которым осуществлялось телефонное сообщение. В отделе Строительного и инженерного дела, речного и морского торгового судоходства выставили построенные Петром I яхты «Плезир» (с резьбой, собственноручно сделанной императором) и «Верейка», показывали точную модель катера, на котором Екатерина II совершала путешествие по Волге. У причала прямо на реке можно было посмотреть Сормовские пароходы в действии.

Здесь же впервые выставлялись уникальные гиперболоидные сетчатые конструкции из стали архитектора и инженера В.Г. Шухова: водонапорная башня; башня-оболочка и висячие и сводообразные перекрытия-оболочки.  Владимир Шухов сконструировал 8 павильонов выставки, включая уникальную «ротонду Шухова» – круглый павильон. 

Известный художник К.А. Коровин спроектировал павильон Крайнего Севера и оформил его монументальными панно, показывающими жизнь поморов и аборигенов Севера. Здесь же в оцинкованном чане с водой экспонировался тюлень Васька, привезенный с Ледовитого океана. За ним ухаживал другой «экспонат» – самоед Василий. По свидетельству Константина Коровина, Васька-тюлень и Василий-самоед имели успех.

Каждый отдел имел и свою просветительскую миссию. В отделе Строительного и инженерного дела были представлены огнестойкие постройки в виде поселка с 16 различными зданиями и пристройками, с образцовым полем и огородом. Устроили их 117 юношей, съехавшиеся со всей России для изучения огнестойкого строения. В Пожарном подотделе по предложению губернатора Н.М. Баранова фирма «Нептун» организовала испытания противопожарного водоснабжения «с целью ознакомления посетителей выставки с его устройством и действием». Все павильоны отдела Народного образования, охранения народного здравия, благотворительности, подачи помощи страждущим и спасения на водах показывали свою работу. В каждом отделе в определенные часы специалисты читали лекции, демонстрировали разнообразные аппараты, давали посетителям объяснения. Широкая пропаганда последних достижений науки и техники являлась отличительной особенностью XVI Всероссийской выставки. При этом изделия, экспонировавшиеся на выставке, можно было заказать и приобрести на Нижегородской ярмарке, находившейся рядом.

Экспонентами Художественного отдела были члены трех художественных обществ: санкт-петербургских художников, передвижных выставок (И.И. Левитан, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Г.Г. Мясоедов, И.И. Шишкин) и акварелистов (К.Е. Маковский). Во время выставки произошел конфликт между академистами и передвижниками из-за работ М.А. Врубеля «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», после чего С.И. Мамонтов выстроил для них рядом отдельное здание, надпись над которым гласила: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств»33.

Особые павильоны имели К.Е. Маковский (для картины «Воззвание Минина к народу») и Ф. Рубо (для панорамы «Взятие аула Ахульго»). Картину К.Е. Маковского можно было посмотреть, заплатив за вход 30 копеек. «Живая вещь...» – отмечал журналист А. Пешков (будущий писатель М. Горький), – «толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит, и мечется с силой ужасной, готовый всё ломить сплеча». (В 1908 г. полотно было приобретено Министерством императорского двора и подарено городу).

Так что для детального осмотра выставки требовалось не менее недели. За 125 дней ее посетило 991 033 человек.

На выставке, в городе и на ярмарке выступали приезжие знаменитости: симфонический оркестр под управлением В.И. Главача, певческая капелла Д. Славянского, чешский скрипач Ян Куделик, русский контрабасист Сергей Кусевидский, владимирские рожечники. В.И. Главач участвовал в концерте-лекции в Дмитриевской башне кремля «в пользу увеличения средств музея». В ярмарочном театре давала пьесы Островского труппа московского Малого театра. В новопостроенном нижегородском театре выступали мамонтовская оперная труппа и труппа антрепренера-нижегородца Н.И. Собольщикова-Самарина. 23-летний Ф.И. Шаляпин на открытии театрального сезона 15 мая 1896 г. в опере «Жизнь за царя» пел партию Сусанина. На выставке исполняли народные былины сказители И.А. Федосова и И.Т. Рябинин. Именно во время выставки среди привычных ярмарочных аттракционов и увеселений впервые демонстрировался синематограф. Вечерами устраивалась иллюминация кремля. По замечанию А. Пешкова: «С Волги – это нечто сказочное». Ярмарка также украсилась иллюминированной триумфальной аркой «в виде корабля, оснащённого и как бы летящего в воздухе».

Кульминацией событий выставки стал визит в Нижний Новгород императора Николая II и императрицы Александры.

Утром 17 июля императорскую чету торжественно встречали на Московском вокзале железной дороги, у Царского павильона (построенного к выставке ярмарочным купечеством в 1894 г.). Толпы народа, с раннего утра заполонившего вокзальную площадь и окрестные улицы, обнажили головы и закричали «ура». По пути императора к кремлю стояли войска. Другая сторона пути охранялась самим народом. Дома были декорированы флагами и зеленью, вензелями и портретами царской четы. Император с супругой остановились в кремле, в губернаторском дворце, где приняли депутации от всех слоев и сословий Нижегородской губернии. Императорская чета в течение трех дней осматривала выставку, а также знакомилась с городом и ярмаркой. Город сиял иллюминацией, на Волге устраивали фейерверк.

Покидая город 20 июля, Николай II отметил, что «… выставка ... наглядно иллюстрирует состояние различных отраслей народного труда и отечественной производительности и дает необходимые данные для выработки дальнейших мероприятий к развитию этих отраслей». Поблагодарив всех, содействовавших успеху выставки, император подарил городу выставочный Царский павильон.

1 (13) октября 1896 г. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была закрыта.

Торжественное вручение наград участникам выставки состоялось 8 сентября в выставочном концертном зале. Награды получили 5925 из 9700 экспонентов, т. е. почти 2/3 участников. Из числа награжденных 255 экспонентов отмечены самой высокой наградой – правом изображения государственного герба на своих изделиях, вывесках и рекламе. Старейшее нижегородское предприятие по производству стальных изделий Завьяловых в с. Ворсме награждалось этим правом уже пятый раз. Второй раз – фирма Ф.М. Вырыпаева в с. Павлове, первый – мукомольное производство М.Е. Башкирова в Нижнем Новгороде. Благодарности императора удостоился нижегородский губернатор, генерал-лейтенант Н.М. Баранов.

Одновременно с выставкой (с 4 августа) в Нижнем Новгороде был проведен торгово-промышленный съезд. Он открылся в кремле, во дворце губернатора и собрал более 1 тысячи участников. Горячие дискуссии на съезде велись о сравнительной пользе протекционизма и свободной торговли. Подавляющее большинство высказалось за протекционистскую политику. Считается, что именно благодаря ей Россия к началу XX в. заняла 5-е место в мире по общему объему промышленности, а по некоторым показателям (например, темп промышленного производства), даже 1-е место.

Выставка дала импульс росту нижегородской фабрично-заводской и особенно кустарной промышленности. Появился огромный спрос на нижегородские кустарные изделия. Земство открыло музей кустарных изделий Нижегородской губернии и склад для их продажи.

В городе были проведены масштабные работы: на главных улицах, по которым ожидался проезд их императорских величеств, были положены «шведские мостовые усовершенствованной системы на цементно-бетонном основании» и отремонтированы дома, улучшено водоснабжение города.

Впервые в России (в современных ее границах) организовано движение городского трамвая. В газете «Русские ведомости» глава города Д.Н. Дельвиг опубликовал объявление о конкурсе проектов на устройство в Нижнем Новгороде электрической железной дороги. Рассмотрев 18 предложений, городская дума заключила договоры с петербургским предпринимателем Р.К. фон Гартманом и фирмой «Сименс и Гальске». 8 (20) мая 1896 г. открылась первая линия нижегородского трамвая – канавинская, соединившая выставку с вокзалом, ярмаркой и нижней частью города. 9 (21) июня приняли пассажиров трамваи верхней части города. Соединяли эти две линии фуникулеры – трамвайчики на канатной тяге (нижегородцы называли их элеваторами) – через Кремлевский и Похвалинский съезды.

Между нагорной и заречной частями города стали ходить небольшие пароходы Р.К. фон Гартмана (по-нижегородски «финлянчики»).

Город украсили новые здания: драматического театра и окружного суда на ул. Большой Покровской, биржи и Волжско-Камского банка на ул. Рождественской. В отреставрированной Дмитриевской башне кремля был размещен художественный и исторический музей.

После закрытия выставки на ее территории разбили Выставочный парк. В 1900–1916 гг. он в значительной части был застроен Выставочным поселком для погорельцев, комплексом 3-й городской общественной (Ходалевской) богадельни (ныне – дом № 25 по ул. Октябрьской Революции), и «лечебным поселком для раненых воинов» Первой мировой войны..От строений выставки доныне сохранились лишь Царский павильон, который в 1914 г. переоборудовали под училище, и церковь-школа. Территория бывшего Выставочного парка, расширенная в сторону ДК им. В.И. Ленина и реконструированная, в советское время получила наименование Парка им. 1 Мая. В память о выставке ныне там установлен памятный знак.    

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика