Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Из истории Заволжского моторного завода

           По приказу Министра строительства электростанций от 29.03.1956 г. № 110 в пос. Заволжье Горьковской области было начато строительство производственного корпуса, филиала Горьковского автозавода им. Молотова, площадью 27 тыс. кв. метров с необходимыми вспомогательными корпусами. Министерству автомобильной промышленности было предложено организовать на базе указанного корпуса производство велосипедов в количестве 600 тысяч штук в год с последующим доведением мощности до 1 млн. в год и перспективой перевода в этот филиал производства велосипедов и с Московского автозавода им. Сталина. Но уже в июле 1956 г. по приказу Министра автомобильной промышленности СССР от 03.07.1956 г. № 141 в пос. Заволжье было начато строительство филиала Горьковского автозавода – завода запасных частей. А через полтора года постановлением Совета народного хозяйства Горьковского экономического района  от 26.12.1957 г. № 149 было принято решение о смене профиля строящегося завода. Основой его должно было стать производство автомобильных двигателей.

           Весной 1958 г. это решение Горьковского Совнархоза было закреплено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.04.1958 г., Совмина РСФСР от 06.05.1958 г., распоряжением Горьковского Совнархоза от 03.07.1958 г., в связи с чем 1 августа 1958 г.  вышел приказ по предприятию об изменении наименования завода запасных частей на «Заволжский моторный завод – филиал Горьковского автозавода». Дату 17 апреля 1958 г. заволжане считают днем рождения своего предприятия.

           Первые шаги строительства и монтаж заводского оборудования нового завода проходили под руководством начальника строительства В. Иванова, директора завода А.П. Троицкого, главного инженера А.Е. Цукермана.

           К концу 1960 г. полностью вступила в строй первая очередь завода, пущены в эксплуатацию моторный, литейный, ремонтно-монтажный, модельно-кокильный, транспортный, котельный цеха, цех ИШЦ, участок ленты, ремстройучасток, центрально-заводская лаборатория, УЖКХ. Выступая на 2-й заводской профсоюзной конференции 16 ноября 1960 г., директор «Заволжского моторного завода - филиала ГАЗ» А.П. Троицкий отмечал, что коллектив проделал большую работу по налаживанию массового производства комплектующих к автомобилям, выпускаемым Горьковским, Ульяновским и, частично, Московским автозаводами (двигателей, вкладышей, поршней, алюминиевого и кокильного литья, литья под давлением, запасных частей к двигателям). В течение 1960 г. было выпущено 50 тыс. двигателей для внутреннего и внешнего рынка. В 1961 г. намечалось достроить 2-й и заложить 3-й производственные корпуса; подготовить производство 8-цилиндрового двигателя (конструирование оборудования, оснастки) и довести в 1962 г. объемы выпуска его до 2,5 тыс. штук в год.

           С 1 января 1961 года Заволжский моторный завод (ЗМЗ) был выделен в самостоятельное предприятие, подчиненное Управлению автомобильной промышленности Горьковского Совнархоза (постановление Горьковского Совнархоза от 31.12.1960 г. № 245; приказ по ЗМЗ от 02.01.1961 г. № 7). А в апреле 1961 г. за высокие показатели в социалистическом соревновании завод занесли на областную Доску почета.

            С момента начала строительства в 1956 г. до ноября 1964 г. Заволжский моторный завод возглавлял А.П. Троицкий. В ноябре 1964 г. состоялась передача управления предприятием вновь назначенному директору ЗМЗ А.Н. Шилину (постановления Совнархоза Волго-Вятского экономического района от 13.11.1964 г. № 352, Совнархоза СССР от 02.03.1938 г. № 248, приказ по ЗМЗ от 13.11.1964 г. № 652).

           На момент вступления в должность нового руководства с конвейера Заволжского моторного завода сошло 89913 автодвигателей, численность промышленно-производственного персонала составляла 6581 человек. Были введены в эксплуатацию 1-й и 2-й производственные корпуса, корпус вкладышей, первая очередь котельной, компрессорной, бытовые помещения, столовая, заводоуправление и коммуникации первой очереди. В стадии завершения строительства находились 3-й производственный корпус, литейный цех № 2 и коммуникации второй очереди.

           Надо сказать, что наличие на территории поселка Заволжье такого крупного промышленного предприятия, как Заволжский моторный завод, во многом определило судьбу поселка. ЗМЗ являлся градообразующим предприятием, финансирующим интенсивное развитие социально-культурной и жилищно-бытовой сфер в поселке.

           Строители еще только приступили в июле 1956 г. к закладке нового завода, а 18 декабря 1956 г. директором А.П. Троицким уже была утверждена расшифровка строящихся объектов жилых зданий в пос. Заволжье на 1956 г., в их числе двух 16-квартирных, четырех 12-квартирных домов. В 1960 г. в пос. Заволжье были введены в эксплуатацию 4 тыс. кв. метров жилья, в 1961 г. - 4,5 тыс. кв. метров жилья и детский сад на 120 мест. Для работников предприятия, проживающих в г. Городец, организовано автобусное движение, налажен транспорт по маршруту «Финский поселок – ЗМЗ». К 1964 г. в пос. Заволжье было введено в эксплуатацию уже 34402,9 тыс. кв. метров жилья. Жилой фонд ЗМЗ включал каменные многоэтажные, «финские», барачного типа, шлакоблочные, каркасно-засыпные, брусчатые дома. Действовали детские учреждения на 135 и 125 мест, школа на 920 мест, Дом культуры, 2 киноклуба, Дом пионеров, библиотека, стадион, парк им. Гагарина, пионерский лагерь «Сокол», спортивно-оздоровительный лагерь «Надежда», база отдыха «Сосновый берег».

           Строительство жилья и объектов социального и культурно-бытового назначения велось настолько интенсивно, что в июне 1962 г. пос. Заволжье был отнесен к крупным населенным пунктам (постановление Совмина СССР от 14.06.1962 г., решение Горьковского облисполкома от 06.08.1962 г. № 606). А 16 декабря 1964 г. по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Заволжье Городецкого района получил статус города.

           Главной же задачей руководства завода оставалось наращивание объемов производства двигателей. Согласно отчетному докладу директора ЗМЗ по основной деятельности, в 1965 г. в номенклатуре предприятия значились двигатели марки ЗМЗ-21А, ЗМЗ-320, ЗМЗ-1, ЗМЗ-322, ЗМЗ-53, ЗМЗ-66, были освоены новые изделия: 8-ми цилиндровые двигатели ГАЗ-66, ГАЗ-41, 4-х цилиндровый стационарный двигатель ЗМЗ-321Б. В 1965 г. было изготовлено 105300 4-цилиндровых двигателей, 9900 8-цилиндровых, 10267 тыс. вкладышей, 15,8 тыс. тонн алюминиевого литья. Поставлено двигателей с запасными частями к ним: на экспорт 50000 штук, генпоставщикам – 30000 штук, по заявкам Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижского завода «РАФ», Алатырского электромеханического завода, Вильнюсского завода электросварочного оборудования, Мелитопольского завода «Гидромаш» - 13747 двигателей.

           В пятилетнем плане развития ЗМЗ на 1966-1970 гг. были обозначены смелые перспективы: довести выпуск двигателей с 75241 до 344350 штук в год; выпуск литья - с 8027 до 24000 тонн; вкладышей с 1450 до 22000 тыс. штук. Выполнение намеченного немыслимо было без интенсивного внедрения новой техники, передовых технологий, мирового опыта производства автодвигателей и запасных частей к ним. Так, в 1969 г на ЗМЗ были смонтированы 8 автоматических линий для механической обработки блока цилиндров двигателей ЗМЗ-66, ЗМЗ-53; 3 автоматических линии для обработки и испытания 8-цилиндровых двигателей; 45 единиц высокопроизводительных, автоматических, полуавтоматических и специальных агрегатных станков; внедрены технологии рафинирования жидких алюминиевых сплавов активными флюсами, разливки алюминиево-оловянистых сплавов в кокиля с фосфотированной рабочей поверхностью. Все эти новшества позволили предприятию получить экономический эффект в сумме 647 тыс. руб.

            В октябре 1972 г. продукция Заволжского моторного завода - двигатели ГАЗ-24, ГАЗ-13, ГАЗ -55, ЗМЗ-320-01, ЗМЗ-321-01, ЗМЗ-322-03, ЗМЗ-672 - получили Государственный Знак качества.

           Отмечая заслуги коллектива Заволжского моторного завода в развитии моторостроения, повышении качества, увеличении объемов выпуска продукции и в ознаменование 50-летия образования СССР, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 декабря 1972 г. ЗМЗ было присвоено имя 50-летия СССР. Через четыре года 16 февраля 1976 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

           Проводя политику наращивания объемов производства автодвигателей, руководство ЗМЗ во главе с директором Н.Ф. Китаевым, главным инженером В.Г. Рабеко продолжало проводить значительную работу по строительству жилой площади, культурно-бытовых объектов, капитальному ремонту и благоустройству жилья своих работников и членов их семей. Приказом Министра автомобильной промышленности от 05.02.1976 г. № 38 по итогам соцсоревнования в 1975 г. за улучшение культурно-бытовых условий работников предприятий Министерства коллективу Заволжского моторного завода им. 50-летия СССР было присуждено 2 место с вручением денежной премии, Почетной грамоты Министерства автомобильной промышленности и ЦК профсоюза рабочих машиностроения.

           С января 1977 г. по октябрь 1992 г. Заволжский моторный завод входил в состав Заволжского объединения по производству автомобильных двигателей «Автодвигатель», как головное предприятие, вместе с Ростовским поршневым заводом им. Калинина, Воронежским заводом «Автозапчасть», «Мигуринским объединением «Мотордеталь» (последнее входило с 1979 г. по 1985 г.).

           В октябре 1992 г. завод был преобразован в акционерное общество «Заволжский моторный завод» во главе с генеральным директором В.П. Каликиным. Решением собрания акционеров от 25.03.1996 г. генеральным директором открытого акционерного общества «Заволжский моторный завод» был избран А.М. Минеев. 4 апреля 1996 г. протоколом № 2 совета директоров утвержден Устав открытого акционерного общества «Заволжский моторный завод», приказами генерального директора от 26.04.1996 г. № 68, от 03.06.1996 г. № 85 - структура управления ОАО «ЗМЗ». При ОАО «ЗМЗ» был образован научно-технический совет (НТС), куда вошли все главные специалисты завода во главе с директором. Это был совещательный орган по вопросам перспективного развития завода, внедрения в производство новой техники и передовых технологий, совершенствования экономики, организации и управления производством.

           В 1996 г. в команде управленцев ОАО ЗМЗ работали: технический директор И.И. Столяров, директора: по финансам - Н.В. Гладышев, производству - А.В. Попов, маркетингу - Н.Н. Барышев, персоналу - Г.С. Завыленков, социальным вопросам - Е.Г. Знатнов, строительству - В.А. Суслов, коммерции - Г.Е. Илларионов, советник ген. директора В.Н. Жаров, главный бухгалтер Г.А. Ковалев.

           В 1997 г. впервые в практике ОАО «ЗМЗ» была осуществлена работа по сотрудничеству с фирмой «Риккардо» (Англия), которая по контракту провела анализ конструкции двигателя ЗМЗ-4062.10, подтвердив его соответствие по основным показателям мировым стандартам. В результате на базе двигателя ЗМЗ-4062.10 было разработано семейство двигателей с различными рабочими объемами. Эти модели были предназначены для установки на малотонные грузовики и автобусы «Газель» и «Соболь», автомобили типа «Атаман» и «Джип». Началось их массовое производство.

           К 1999 г. ОАО «ЗМЗ» являлось крупнейшим российским производителем двигателей для легковых автомобилей среднего и представительского класса, малотоннажных и средних грузовиков, микроавтобусов, а также двигателей для катеров и силовых установок многоцелевого назначения, запасных частей, цветного литья, вкладышей, сталеалюминиевой ленты. В этом крупном современном производстве, располагающем мощной производственной, опытно-конструкторской и испытательной базами, действовали более 155 автоматизированных линий, выполненных на уровне лучших мировых образцов, автоматизированы все сложные и трудоемкие операции. Предприятие имело сеть своих лечебных учреждений, физкультурно-оздоровительных комплексов, баз отдыха. Сформирован коллектив высококвалифицированных рабочих, руководителей, специалистов и служащих, способных решать самые сложные технические и производственные задачи. Совместными предприятиями были охвачены 11 экономических регионов России и республика Беларусь. Основными партнерами ЗМЗ являлись ОАО «ГАЗ», ОАО «ПАЗ», ОАО «ВАЗ», ОАО «УАЗ», основными рынками сбыта продукции завода - экономические районы России и стран СНГ - Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, среди стран зарубежья – Германия (литье), Югославия, Польша, Австрия, Венгрия, Афганистан, Монголия, Ирак, Турция, страны Прибалтики.

           Разразившийся в стране в 90-х годах прошлого столетия кризис финансово-расчетной системы, жесткая система налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды поставили ОАО «ЗМЗ» в сложное положение. Отставание с выплатой заработной платы, невозможность решить задачи пополнения оборотных средств и взаиморасчетов с поставщиками и потребителями не позволили заводу выйти на запланированный уровень балансовой прибыли. Но предприятию удалось избежать затяжных простоев, сохранить рабочие места и кадровый потенциал, обеспечить нормальное функционирование социальной инфраструктуры. Несмотря на острый дефицит инвестиционных средств, был полностью выполнен комплекс мероприятий по наращиванию мощностей для производства. В 1998 г. было выпущено 257300 двигателей, в 1999 г. – 300267, в т.ч. 5,8 тыс. двигателей марки ЗМЗ-4062.10.

           В 2000 году ОАО «ЗМЗ» стал первым в России двигателестроительным предприятием, сертифицировавшим систему менеджмента качества всего производства на соответствие требованиям международных стандартов ИСО-9001.

           Новый этап развития ОАО «Заволжский моторный завод» связан с именем нового собственника предприятия - лидером черной металлургии России ОАО «Северсталь-авто», который в августе 2001 г. приобрел крупный пакет акций ОАО «ЗМЗ». В 2002 г. Министерство по антимонопольной политике РФ удовлетворило ходатайство ОАО «Северсталь-авто», увеличив пакет акций ОАО «ЗМЗ» в его руках до контрольного.

           С приходом на ОАО «ЗМЗ» новых управленцев наметился рост объемов экспортных продаж автодвигателей, расширение географии рынков сбыта готовой продукции, налаживание деловых связей со странами:  Чехией, Югославией, Украиной, Беларусью, Германией, Болгарией, Эстонией, Сирией, Ираном, Египтом. При этом все же основная доля продукции ОАО «ЗМЗ» поставлялась на комплектацию российских автозаводов - Горьковского, Павловского, Ульяновского и Волжского. Эффективная работа предприятия стала возможна за счет проведения гибкой ценовой политики, приоритетной стала форма расчетов денежными средствами завода на условиях 100% предоплаты, использования дифференцированной формы скидок. На ОАО «ЗМЗ» с успехом применили в работе с поставщиками систему «канбан» (в переводе – «точно вовремя»).

           В 2004 г. на заводе была внедрена корпоративная автоматизированная информационная система класса ЕРП «Терминал», одна из крупнейших в России: 2600 пользователей, 1012 центров ответственности, отслеживание 200 тысяч наименований покупных, изготавливаемых на ОАО «ЗМЗ» и продаваемых изделий. В декабре 2006 г. на ОАО «ЗМЗ» в присутствии губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева состоялось подписание меморандума между ОАО «Северсталь-авто» и фирмой «Фиат» о намерении создать совместное предприятие по производству дизельных двигателей на производственной площадке ОАО «ЗМЗ».

           В этом же году акционеры произвели изменения в структуре ОАО «ЗМЗ». В самостоятельные бизнес-единицы были выделены инструментальное производство, производство главного механика, на их базе созданы ООО «Специнструмент», ООО «Завод Металлоформ», ООО «Ремсервис», создано 5 дочерних предприятий со 100-процентным капиталом ОАО «ЗМЗ». В 2005 г. были образованы еще 2 дочерних предприятия - ООО «Литейный завод «РосАлит», ООО «Негосударственное охранное предприятие «Страж». Целью проведенной реструктуризации была концентрация внимания на основном направлении деятельности завода - производстве автодвигателей. Вместе с тем, акционеры понимали, что без человека и создания ему хороших условий для работы и отдыха, без подготовки нового поколения рабочего класса у предприятия нет будущего.

           В 2004 г. ОАО «ЗМЗ» было признано победителем 4-го Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинации «Организация работы с молодежью» и награжден Дипломом «Лауреат Всероссийского конкурса». В феврале 2007 г. ОАО «ЗМЗ» признано лучшим в области машиностроительной отрасли по обеспечению своих работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты. В мае 2007 г. ОАО «ЗМЗ» заняло 2 место среди 137 ведущих российских компаний в рейтинге «Предприятия и компании – лидеры рейтинга интегрального социального вклада по основным показателям» в номинации «Лидеры рейтинга по рабочим местам среди молодежи». В июне 2007 г. некоммерческая организация Фонд «Надежды Заволжья», учрежденная Советом директоров ОАО «ЗМЗ», отметила 5-летие и подвела итоги своей работы. За 5 лет существования Фонда были награждены Дипломами и денежными премиями ОАО «ЗМЗ» 620 лучших преподавателей образовательных учреждений, 211 одаренных учащихся и 339 лучших медицинских работников учреждений здравоохранения Городецкого района.

           В 2005 г. ОАО «ЗМЗ» приступил к промышленному производству нового изделия – малолитражного дизеля собственной разработки ЗМЗ-514 для автомобилей УАЗ.

           В 2007 г. был реализован сложнейший проект: в кратчайшие сроки на главном сборочном конвейере завода, в рамках вступления в действие на территории России с 01.01.2008 г. экологических требований «Евро-3», была собрана первая опытно-промышленная партия бензиновых 4-цилиндровых двигателей и дизельных двигателей экологического класса «Евро-3». С января 2008 г. они стали поступать потребителям – на Горьковский и Ульяновский автозаводы.

           В 2009 г. ОАО «ЗМЗ» приступил к реализации первого за свою историю проекта в таком направлении деятельности, как производство автокомпонентов по заказам иностранных автокомпаний, работающих на территории России – подписал договор с «Форд Мотор Компани» на поставку кронштейнов.

           В 2010 г. на заводе была завершена подготовка производства под серийный выпуск нового класса двигателей – семейства газобензиновых (битопливных) 4-цилиндровых двигателей для автомобилей УАЗ, проведены испытания нового 8-цилиндрового двигателя с увеличенным рабочим объемом.

           В декабре 2011 г. на главном сборочном конвейере ОАО «ЗМЗ» в режиме серийного производства были собраны первые 4-цилиндровые бензиновые и дизельные двигатели новой конструкции с системой «Common Rail» экокласса «Евро-4» для всего модельного ряда автомобилей УАЗ. Их промышленные поставки ведутся с 1 января 2013 года.

           В 2012 г. ОАО «ЗМЗ» было выделено в отдельную управленческую структуру для создания на базе промплощадки завода индустриального парка поставщиков компонентов с назначением нового генерального директора А.А. Матюшина.

           Сегодня ОАО «ЗМЗ» - это производство двигателей более 80 модификаций для комплектации автомобилей ГАЗ, УАЗ, ПАЗ. За свою историю завод выпустил более 14 млн. двигателей всех модификаций, и это не предел, есть все предпосылки для неуклонного увеличения объемов производства двигателей и внедрения новых разработок.

           Предприятие имеет свою конструкторскую и экспериментальную базу. Испытательный Центр «Мотор» ОАО «ЗМЗ» имеет право проводить сертификационные испытания бензиновых и дизельных двигателей, узлов и комплектующих к ним, как отечественных, так и зарубежных автопроизводителей.

           ОАО «ЗМЗ» сегодня – это и подшипниковое производство, которое входит в пятерку крупнейших фирм мира. В 2001 г. за высокое качество подшипников завод удостоен Диплома победителя конкурса «100 лучших товаров России».

           ОАО «ЗМЗ» сегодня – это и литейное производство, в среднем 46 тыс. тонн литья в год. Система литейного производства сертифицирована обществом технического надзора «ТЮФ» (Германия), ГОСТом России на соответствие требованиям Международных стандартов серии ИСО-9000.

           Активная позиция нового собственника ОАО «Северсталь-авто» продолжает выдвигать ОАО «Заволжский моторный завод» на передовые позиции в области отечественного машиностроения.

           По итогам работы в 2001 г. ОАО «ЗМЗ» вошло в число лауреатов конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России CCI века» в номинации «За высокую деловую активность и эффективную деятельность». За высокие результаты производственной деятельности и значительный вклад в развитие экономики Приволжского Федерального округа в 2003 г. предприятие удостоено звания «Лидер бизнеса Поволжья» в номинации «Автомобильная промышленность».

           На протяжении 4-х лет с 2004 г. по 2007 г. ОАО «ЗМЗ» награждалось Дипломом «Золотая опора» РАО «ЕЭС России» и ОАО «Нижегородская сбытовая компания» за вклад в экономическое развитие, повышение энергетической безопасности региона и выполнение своих обязательств перед энергетиками. В августе 2005 г. предприятие было признано победителем Всероссийского конкурса «Перспектива» среди производителей автокомпонентов в номинации «Лучший комплект запасных частей для двигателя», ему присвоено звание лауреата конкурса, вручены Диплом 1 степени за 105-й комплект цилиндропоршневой группы и Памятный приз «Лидер в производстве автокомпонентов «МИМС-2005».

           С 2003 по 2007 гг. ОАО «ЗМЗ» награждалось Министерством РФ по налогам и сборам «Свидетельством добросовестного налогоплательщика», Федеральной налоговой службой РФ по Нижегородской области Благодарностью «За весомый вклад в экономику Нижегородской области и России, своевременную уплату налогов, сборов и других платежей в бюджеты всех уровней».

           В октябре 2007 г. ОАО «ЗМЗ» представило на рассмотрение правительству Нижегородской области проект «Освоение производства перспективных двигателей». Проекту был присвоен статус приоритетного инновационного, что дает право на получение предприятием из областного бюджета льгот по налогу на имущество и на прибыль. Также в ноябре 2007 г. ОАО «ЗМЗ» вошло в число 30 лучших социально экологически ответственных компаний России.

           В 2011 г. ОАО «ЗМЗ» награждено Дипломом победителя Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность – 2010» в номинации «За освоение энергосберегающих технологий и энергоэффективность производства».

           Внедрение на ОАО «ЗМЗ» достижений новой техники и технологии, механизация и автоматизация процесса сборки автомобильных двигателей способствовали не только росту экономических показателей, увеличению объемов выпуска автодвигателей, но и привели к сокращению числа работающих. За последнее десятилетие численность работающих на предприятии сократилась наполовину с 19127 до 8047 человек. Это естественная неизбежность технического прогресса. Но ОАО «Заволжский моторный завод» и сегодня остается одним из немногих промышленных предприятий в Городецком районе, которое обеспечивает рабочими местами жителей не только Городецкого, но и ближайших Балахнинского, Чкаловского и других районов.

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика