25 августа 2022
25 августа 1957 г. в 4 часа утра от причала Горьковского речного вокзала под аплодисменты провожающих отправилось в Казань 66-местное пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета». Оно было создано коллективом экспериментального цеха завода «Красное Сормово» под руководством главного конструктора Р.Е. Алексеева.
До выхода на регулярный рейс первое в Советском Союзе судно на подводных крыльях было продемонстрировано гостям VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г. 26 июля на борту «Ракеты» в столицу отправились лучшие ее создатели — судостроители экспериментального цеха. «Ракета» открывала парад судов на фестивале. За время пребывания в Москве на теплоходе побывали многочисленные делегации участников фестиваля, в том числе иностранные.
В Государственном общественно-политическом архиве Нижегородской области (ГОПАНО) сохранились номера газет со статьями и заметками о поездке «Ракеты» на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, о ее первом рейсе по Волге, о разработках Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК), документы о производстве таких судов в г. Горьком и заслугах их создателя Р.Е. Алексеева. Имеются фотографии Р.Е. Алексеева и разработанных им крылатых теплоходов, а также книги, посвященные Р.Е. Алексееву и работе завода «Красное Сормово».
Во время первого пассажирского рейса «Ракеты» 25 августа 1957 г. за штурвалом посменно находились Герой Советского Союза М.П. Девятаев и капитан В.Г. Полуэктов, который уже управлял судном во время поездки на фестиваль. В рубке крылатого теплохода находился и сам автор проекта судна Р.Е. Алексеев. По пути «Ракета», мчавшаяся со скоростью до 70 км/ч, обогнала почти все пассажирские суда, которые вышли из г. Горького в предыдущие сутки. Встреча крылатого теплохода в Казани была торжественной. Корреспондент газеты «Горьковский рабочий» Л. Елистратов в своем репортаже писал: «Десятки тысяч рабочих и служащих Казани, разместившись вдоль всего берега, с криками „ура“ приветствуют судно».
После возвращения судна в г. Горький пришла телеграмма от министра речного флота РСФСР З.А. Шашкова с поздравлениями по случаю успешного завершения первого эксплуатационного рейса «Ракеты». После этого под руководством Р.Е. Алексеева началась работа по созданию серии судов на подводных крыльях. В архивном фонде Горьковского обкома КПСС хранится справка о подготовке и ходе строительства судов на подводных крыльях на заводе «Красное Сормово» по состоянию на 20 ноября 1960 г. с подписью Р.Е. Алексеева. В ней сообщалось о сложностях, возникших на производстве теплоходов «Спутник» (проект 329) и «Вихрь» (проект 330). Вопрос о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 сентября 1960 г. «О проектировании и строительстве скоростных судов на подводных крыльях для морского и речного флота» обсуждался на заседаниях бюро Горьковского обкома КПСС. Об этом свидетельствуют протоколы заседаний обкома партии.
Разработка и производство судов на подводных крыльях: «Ракета», «Метеор», «Комета», «Вихрь» и др. оказали решающее значение в развитии отечественного судостроения и пассажирских перевозок. Заслуги Р.Е. Алексеева в области судостроения были высоко оценены правительством СССР.
Познакомиться с документами по теме можно в читальном зале Государственного общественно-политического архива Нижегородской области по адресу: г. Н. Новгород, ул. Б. Печерская, д. 22.